Корякский бубен (яяр) — уникальный музыкальный инструмент, олицетворяющий культуру и традиции народов Севера.
Корякский бубен (яяр) — уникальный музыкальный инструмент, олицетворяющий культуру и традиции народов Севера.
Корякский бубен — это не просто музыкальный инструмент, но и сакральный оберег, символ семьи и рода. Бубен — это родовое наследие каждой семьи, которое передается из поколения в поколение. И мы вам поведаем несколько интересных фактов об изготовлении этого символа.
Изготовление бубна – процесс не быстрый и кропотливый, он занимал несколько месяцев.
Начинался он с морозами, когда дерево хорошо колится. Тогда начинали изготавливать обод.
Обод для будущего бубна делали из молоденькой берёзки. Высчитывали размер круга и искали березку без наростов, сучков и прочих других погрешностей. Дерево распускали пополам. За счет того, что сама береза волокнистая, материал эластичный. До того, как замочить будущий обод, его стругали или обстругивали до конечной формы, соблюдая ширину и толщину обода. Чем тоньше будет толщина обода, тем легче он будет. Далее дерево замачивали, пропаривали горячей водой и сгибали в круг с помощью сделанных лекал. По середине обода по всей окружности делали резонансный желобок, который давал эластичность мембране из шкуры. Изготовление обода – это очень кропотливая работа, тонкости и нюансы в которой дают результат в будущем использовании инструмента. Замыкался обод с помощью деревянных палочек, которые садили на природный клей, из вываренной рыбьей кожи, соединяли и закрепляли чопиками. На концах обода вырезали стыковые углубления и подгоняли их таким образом, чтобы обод был идеально гладким, без выступов.
Шкуру оленя запаривали в природных условиях: находили лужицы в болотистой местности и замачивали в них шкуры. Из-за того, что лужицы были теплые, процесс ферментации проходил самостоятельно. Вымачивали шкуру до полного отделения шерсти от кожи. Для получения натурального клея вываривали рыбью кожу. Этим природным клеем обмазывали деревянный обод и натягивали шкуру с помощью завязок из веревок. Сушили бубен постепенно, не спешили, грели обод над костром, после чего готовый бубен вешали вверху жилища для того, чтобы он прокоптился. Известно, что хорошо высохший и прокопченный материал становится влагостойким. К ободу прикрепляли веревки крест-накрест из высушенных сухожилий. Крестообразная свободная форма такого держателя давала возможность варьировать бубном в руке, наслаждаться звуком инструмента. Кстати, обод мог доходить до метра в диаметре! Раньше на бубне во время празднования играли очень долго, так как какое-то событие, праздник справляли по несколько суток, а то и месяцам.
Для родовых бубнов шили специальные чехлы из оленьей шкуры мехом внутрь.
Корякские бубны украшались изнутри обода шумелками, которые изготавливались из оленьей кости, из различных маленьких предметов, напоминавших определенные смысловые сюжеты. Когда появилось железо – начали отбивать и скручивать кольца; соединяли по 4-5 колец (размером с кольцо на палец).
Поделитесь в комментариях, хранится ли в вашей семье родовой бубен? А какие обереги и символы хранятся в вашей семье?
А знаете ли вы, как и из чего изготавливали палочку для игры на бубне? Ждем ваши ответы и предположения в комментариях!